Анцыбал — по одной версии является давним заимствованием из балтийских языков , сопоставляемым с лит. Впрочем, сведения о болотниках и болотницах немногочисленны [ 1 ]. Нередко обитающего на болоте духа считали всего лишь разновидностью водяного , лешего [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] или чёрта , а образ болотницы смешивался с образами лешачихи [ 1 ] , «вольной старухи» [ 1 ] , русалки [ 1 ] [ 9 ] , водянихи и кикиморы болотной [ 9 ]. Образ болотного духа довольно неопределённый и расплывчатый [ 1 ].
Существа в славянской мифологии
Не все знают, но для русских крестьян ещё несколько веков назад домовой с лешим были точно такими же демонами, как суккуб или Вельзевул в европейской традиции — просто с несколько иными повадками. Русская народная демонология вообще полнится удивительными и порой жуткими вещами. Например, нередко ходили истории о том, как домовой, бывший мёртвым родственником, душил или насиловал кого-то — и это слабо вяжется с образом знакомого нам домовёнка Кузи. А белорусы порой называли русалок «бабами с железной грудью» — и вам точно не хотелось бы с ними повстречаться в реальности. Знания о том, как на Руси представляли нечистую силу, до нас дошли в основном в двух разных видах.
Древлянского , покровитель рек в облике небольшого старичка с тонкими конечностями, длинной шеей и рыжей бородой. Древлянского одноглазый крылатый злой дух, портящий людей. В фольклоре русского северо-запада домовой , который является в виде тени на стене и наваливаясь на спящих, душит их.
Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутку называют водяным, болотным: живет в болоте. У него есть крылья. Обычные его эпитеты — «беспятый», «роговой», «беспалый» — означают принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что волк ему пятку откусил.