Одежда — это неотъемлемая часть культуры народа, отражает его историю и традиции. Народный костюм формируется под воздействием климата, географического положения, хозяйственного уклада, рода деятельности и мировоззрения людей. Кроме того, народная одежда всегда несла информацию о социальном статусе человека, подчёркивала возрастные и семейные особенности. Для русского народного костюма было характерно наличие многих элементов и слоёв.
Особенности русского народного костюма
Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе. С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей.
Колдовская сила русского костюма. Русский народный костюм — это волшебное зеркало,. Наряду с устным народным творчеством, исполнительским искусством, празднично-обрядовой культурой к нематериальному культурному наследию народов России относятся техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами, с народными музыкальными инструментами, с традиционным народным костюмом, с традиционной хозяйственной и бытовой культурой. Учёные, изучающие русскую народную одежду, говорят, что трудно представить полную картину её развития по причине того, то подлинные вещи, дошедшие до нас, являются большой редкостью.
Собственно термин «косоворотка» впервые фиксируется в четырёхтомном «Словаре церковно-славянского и русского языка» г. До этого по отношению к подобной рубахе применялись обозначения «русская рубаха» и «с косым воротом» [ 3 ]. На верхнюю часть рубахи подшивали подоплёку — подкладку квадратной или треугольной формы длиной 25—30 см, предотвращавшую от истирания, и зачастую игравшую декоративную функцию, так как она могла обильно вышиваться. Впоследствии, в конце XIX века под влиянием городской моды входят в обиход рубахи с кокеткой. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки исключением были поморские молодые парни в конце XIX и начале XX веков, помимо ношения навыпуск, заправлявшие рубаху в штаны, поддерживаемые ремнём или подтяжками ; мужчины средних лет и старики носили рубахи только навыпуск [ 4 ] , и подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.